¬≈ƒ№ћ»Ќ
 –”√
CURRENT MOON

¬≈ƒ№ћ»Ќ  –”√

»нформаци€ о пользователе

ѕривет, √ость! ¬ойдите или зарегистрируйтесь.


¬ы здесь » ¬≈ƒ№ћ»Ќ  –”√ » Ќумерологи€ » Ќумерологические воззрени€ хакасов


Ќумерологические воззрени€ хакасов

—ообщений 1 страница 7 из 7

1

≈вразийство, как общее культурное самосознание народов ≈вразии, уходит своими корн€ми к истокам мифологии. ¬ мифологии народов от древнего  ита€ до античной √реции, а также от ≈гипта и ћеждуречь€ до северных народов ≈вразии распространены представлени€ о перво€йце, о трехчленной вертикали вселенной и другие общие представлени€ (—м.: [5]). “ак, народы ÷ентральной јзии и  ита€ мир видели состо€щим из четырех стихий (—м.: [4]). »ндоарийска€ традици€ мир определ€ла через четыре элемента мира (бхута) [7, с. 38]. «ороастризм ѕередней јзии знал четырех адитьев-демиургов и организаторов мира [2, с. 66]. ћыслители древней √реции учили о четырех атомах мироздани€ [3, с. 89]. —лав€нский ѕерун и ѕеркунас народов севера ≈вропы были четырехлики (—м.: [8]) и т.д. ¬озможно, все эти мифологические параллели обусловлены тесными контактами народов ≈вразии при переселении их за многие века, а возможно это Ч отголоски и комментарии к некоему общему знанию о мире, существовавшему в евразийских просторах и зафиксированному на его периферии.

¬ данной статье предлагаетс€ опыт реконструкции нумерологических оснований мировоззрени€ одного из народов ÷ентральной јзии, генетически восход€щего к енисейским кыргызам, Ч хакасов.

√овор€ о нумерологии в хакасской традиционной культуре, следует вы€вить письменную и фольклорную традицию, ибо числовые характеристики €влений и событий в фольклоре очень часты. “ак, использование числа три (3) можно истолковать как достаточность: три попытки, три испытани€, три года герою, три поколени€ героев охватывает богатырское сказание. “акже попул€рно в фольклоре число дев€ть (9), используемое как показатель полноты: дев€ть саженей роста, дев€ть фл€жек вина в подарок, скот дев€ти наименований преподносилс€ при сватовстве, дев€тисоставной народ участвует на празднествах и т.д. ƒев€ть можно трактовать как строенное три Ч достаточность достаточного. “акже фольклор хакасов использует и другие цифровые характеристики: семь (7) лет наставницам-сестрам, шести- (6), восьми- (8) гранные вершины гор или юрта. Ќа плечах девушек по п€ть(5)дес€т и шесть(6)дес€т косичек и т.д. ѕопытаемс€ рассмотреть семантические значени€ названий хакасских числительных.

“ак, цифру один (1) Ч по-хакасски Ђпирї, можно возвести к глаголу Ђпырлиргаї (пырла) Ч пылать (пылай), или к парному существительному Ђпир-парї , обозначающему пыл, сильный жар от огн€.

÷ифра два (2) Ч по-хакасски Ђикиї Ч возводитс€ к Ђикеї Ч нежность. ƒл€ сравнени€: оборот Ђикем-кинджемї обозначает обращение к младшей родственнице, дословно обозначающее Ч ласкова€ прив€занность.

÷ифра три (3) Ч по-хакасски Ђюсї.  орень Ђюсї как в м€гкой огласовке, так и в твердой как Ђусї входит в корень нескольких слов, обозначающих верх, вершину, острие, мастерство, а также в звонкой огласовке Ђюзї €вл€етс€ глаголом, который переводитс€ Ч обрывай, рви, и производному от этого глагола Ђюзутї Ч дух смерти (обрыватель жизни).

÷ифру четыре (4) Ч по-хакасски ЂтЄртьї Ч можно идентифицировать с глаголом ЂтЄритї Ч рожай (рождать), производить в жизнь.

÷ифра п€ть (5) Ч по-хакасски Ђписї. —лово пис как корень в твердой и м€гкой огласовке входит в слова: крои Ч Ђпысї, варись Ч Ђпызї, лучись Ч Ђпызангнаї, шило (шип) Ч Ђпысї, а также в личное местоимение мы Ч Ђписї.

÷ифра шесть (6) Ч по-хакасски Ђалтыї. —лово Ђалтыї обозначает низ чего-нибудь.

÷ифра семь (7) Ч по-хакасски Ђчитиї. —лово Ђчитї входит в корень слов Ђчиттиї Ч дошел, Ђчитигї Ч наточенный (острый), Ђчитї Ч исчезни и др.

÷ифра восемь (8) Ч по-хакасски Ђсигисї. —лово Ђсигисї, так же как и латинское слово секс, имеет значение акта совокуплени€.

÷ифра дев€ть (9) Ч по-хакасски Ђтогысї. —лово Ђтогысї переводитс€ как работа. Ќо, нар€ду с этим, в хакасском €зыке есть другое слово, обозначающее работу Ч Ђисї. » это слово входит составной частью в слово Ђтогасї (тог-ис). ћожно предположить, что этимологически, слово Ђтогысї €вл€етс€ составным, состо€щим из Ђтогї Ч наполненный, сытый и Ђисї Ч работа, т.е. работа на наполнение, на насыщение.

» цифра дес€ть (10) Ч по-хакасски Ђонї. —лово не имеет пр€мых аналогов. Ќо есть близкое по звучанию слово Ђонгї Ч правое, польза, удача.

0

2

“акова семантика слов, обозначающих числительные первого дес€тка. „то обращает на себ€ внимание в этом р€ду? Ёто некотора€ повтор€емость значений. Ќапример: три Ч вершина, острие и семь Ч наточенные, острые; или: один Ч пыл, жар и п€ть Ч лучитьс€, варитьс€. »ли: цифра четыре Ч рожай и восемь Ч совокупл€тьс€, совершать акт начала рождени€. ”читыва€, что мир хакасов в традиционном понимании имел уклон с юга на север, где юг был верхом и мужской половиной, а север Ч низом и женской половиной, то цифры три, семь можно отнести к возвышени€м, свойственным югу (мужской половине), а два как нежность и шесть как низ можно отнести к женской половине.

»так, резюмиру€ наш семантический анализ названий числительных, можно сделать вывод о циклической повтор€емости их значений: один и п€ть как символ жара, два и шесть как символы женского начала (половины), три и семь как символы мужской половины, четыре и восемь как символы рождени€, зачати€. ÷икл повторений идет через четыре, через символ рождени€. ƒалее, если мы будем рассматривать названи€ дес€тков, то обращает на себ€ внимание обозначение четвертого дес€тка Ч Ђхырыхї Ч как граница, рубеж, горизонт и т.д., обознача€ предел.

ѕринима€ пор€дковый р€д числительных как вектор последовательности, мы выстраиваем следующий структурный р€д значений: сначала жар, потом нежное женское, потом вершина Ч мужское и, наконец, рождение. Ёто первый цикл. «атем лучистое (раскроенное или расход€щеес€ шипами), затем низ, нижнее, женское, потом наточенное (мужское) и соитие. ѕосле этого цикла наступает дев€ть, как работа на насыщение или полнота полного. ѕредложенна€ структура значений числительных почти один к одному совпадает с китайским нумерологическим пониманием учени€ о ƒао (¬еликом пути). “олько в нашем примере вместо дао выступает жар, переклика€сь с идеей √ераклита и космогоническими мифами »ндии, а вместо инь и €н Ч вершина (мужское) и низ (женское).

Ётот р€д числительных, представленных в своих основных значени€х, представл€ютс€ неким методологическим принципом понимани€ процессов мира. » этот методологический принцип предполагает, на взгл€д автора, понимание мировых процессов через принцип единства, целостности процессов, единства разрозненных €влений, относ€щихс€ к женским и мужским началам мироздани€. —труктурно это выгл€дит как взаимодействие двух антагонистических начал, женского и мужского, или земного и небесного (отрицательного и положительного в европейской традиций), через синтез (акт совокуплени€ или атмосферу Ч диффузный слой между «емлей и Ќебом). —интез приводит к акту рождени€, раздвоений или размножению единств. Ётому подвержена не только вс€ вселенна€, но и кажда€ ее составл€юща€ часть. «десь синтез подразумевает объединение двух противоположных начал, которое ведет к рождению нового или разъединению. Ёто единство и борьба противоположностей, ведущее к гегелевскому Ђскачкуї. “олько в нашем примере вместо скачка как движущей силы освобождени€ духа представлен акт рождени€ иного, переход за границы цикла. » этот факт рождени€ иного или перехода рубежа, позвол€ет нам определить цикл как целостность, как единство или пон€тие системы. ѕринцип единства Ч это принцип системы.

«. √. ¬инограй, задавшийс€ целью, объединив все работы по общей теории систем, синтезировать метатеорию, приходит к следующему выводу, что Ђсистема Ч это объект, разрешающий актуальные противоречи€ Ђза счет функциональной ориентированности своей динамики и конструкцииЕї[1, с. 46]. ¬ этой схеме взаимодействие женского и мужского и есть то противоречие, которое решаетс€ их синтезом, рожда€ или вывод€ за пределы противоречи€ (системы) новое качество. “о есть, в соответствии с хакасскими (в том числе и тюркскими) числительными, система или принцип целостности определ€лс€ двум€ противоречи€ми, где первое образовано низменным (женским) и возвышенным (мужским), а второе Ч их синтезом (единением) и результатом синтеза Ч рождением (актуализацией) нового, отделением от изначального, выходом за рубеж синтезированного противоречи€. »х можно обозначить, пользу€сь схемой √егел€, как Ђтезис Ч антитезисї (актуализаци€ неотезиса). Ёто два противоречи€, одно из которых, образованное тезисом-антитезисом есть причина целостности, а синтез-антисинтез (актуализаци€ неотезиса) €вл€етс€ следствием первого или его функциейї.

0

3

–аскладыва€ значени€ хакасских числительных в гегелевской схеме, получаем следующую структуру. ќдин (пир) как жар и символ единства €вл€етс€ тезисом единства. » этот тезис единства рождает в себе как противоречие антитезис единства Ч неединство. Ёто два (ики) Ч нежное, женское, робкое, нерешительное Ч синонимы двойственности. Ёто еще не есть неединство, это есть тенденци€ неединства, ее потенци€ или латентна€ суть неединства. » эти тенденции единства и неединства как тезис и антитезис, третьим пор€дком вход€т во взаимодействие, рожда€ или создава€ Ђсинтезї, как венец, вершину единени€, апогей этого противоречи€. Ётот синтез, в свою очередь, как апогей переходит в антисинтез, в актуализацию неотезиса, к рождению (четыре). јнтисинтез рождает неотезис Ч п€ть Ч раскроенное единство, переваренное единство, в смысле переведенное в иное качество единство, Ч множество единств. ѕ€ть Ч это единое (один), которое, лучась, через шиль€-лучи раскраиваетс€ во множество. » это п€ть, множество единств (систем), как Ђнеотезисї рождают в себе антинеотезис (шесть), в виде множества неединств. » эти вновь рожденные Ђнеотезисї и Ђантинеотезисї вход€т в свою очередь во взаимодействие, рожда€ Ђнеосинтезї Ч апогей своего взаимодействи€ (семь). ј неосинтез рождает свое противоречие как актуализаци€ нового Ђнеотезисаї (антинеосинтез) (восемь). Ётот новый неотезис (дев€ть) есть полнота мира.

¬ этом семантическом р€ду тезис и антитезис есть дуальные противоположности, которые имеют разность потенциалов. Ёта разность потенциалов есть причина и сила системы (вселенной). ј их синтез €вл€етс€ условием взаимодействи€ этих дуальных сил (потенций) или матрицей решени€ этого противоречи€. Ёто условие или матрица, по которой решались дуальные противоречи€ вселенной, в традиционном мировоззрении воспринимались как ¬ол€ Ќеба или «акон Ќеба, а в противоречии систем, вход€щих в общую вселенскую систему Ч волей или сознанием этих систем. “аким образом, все уровни систем вселенной обладали сознанием и волей.

Ёто взаимодействие ѕричины, как дуального противоречи€, и —ледстви€, как матрицы решени€ этого противоречи€, отражено в работе я. ƒюмэзил€ о вэаимодействии варунических и митраических сил [2, с. 49Ц55]. ¬аруна, как истинна€ речь, действенное начало мироздани€, имеющее начало и конец, как тезис и антитезис, перетекает из одного состо€ни€ в другое по услови€м ћитры Ч договора или в нашем контексте -Ђсинтезаї, рожда€ актуализацию неотезиса. Ёто подтверждение гипотезы о том, что мир есть взаимодействие энергии (¬аруны) и информации (ћитры), а материальный мир Ч это неотезис.

 ак пример функционировани€ системной структуры Ђтезис-антитезисї и Ђсинтез-актуализаци€ неотезисаї, можно привести следующее. ¬заимодействие тепла и холода, как тезиса и антитезиса, может происходить в услови€х парового двигател€ или в других, скажем, в услови€х свист€щего носика чайника. «десь синтез, как условие парового двигател€ есть матрица, разрешающа€ противоречие тепла и холода (пара нагретого и охлажденного) и рождающа€, как неотезис, поступательное движение. ѕоступательное движение Ч это не холод и не тепло. Ёто нова€ сущность, это нова€ функци€, которую рождает едина€, цельна€ система Ђпаровой двигательї.

0

4

 аждый неотезис, как функци€, направленна€ на Ђвнерубежї системы, есть уже причина противоречи€ вне системы, преобразу€ среду в антисистему, рождающую антифункцию. » дл€ этой антисиетемы неотезис €вилс€ причиной и целеполаганием (при организации). » этот неотезис, €вл€€сь ориентирующим целеполаганием дл€ антисистемы, вызвал антинеотезис, образовав противоречие нового пор€дка и вызвав синтез как функцию системы другого пор€дка, в которой изначальна€ система и антисистема выполн€ют роль (функцию) неотезиса и антинеотезиса. » в этой иерархии разнопор€дковых (разноуровневых) систем находитс€ вс€ вселенна€ как целостность и единство, т.е. система. » в этой системе любой объект или €вление есть вещь, котора€ €вилась не сама по себе, а вызываетс€ иной, внешней функцией. Ётот принцип €вл€лс€ в традиционном мировоззрении долженствованием или судьбой. —в€занные принципом долженствовани€ системы не делились на живые или неживые, на разумные и неразумные. ќни делились уровнем организации системы. » все системы опосредованно были включены в общую функцию Ќеба, объединены волей Ќеба. Ётим принципом долженствовани€ и объ€сн€етс€ синкретичность хакасского мировоззрени€.

“акже жизненное пространство людей, подлунный мир, промежуточный между Ќебом и «емлей, есть система с четырехчастными компонентами. „етырехчастность подлунного мира отражена в его четырех сторонах, где ¬остоку, месту восхода солнца, отводилась роль творца жизни, вдохновител€ всех начал, укреплени€ всего нового. Ёта роль св€зывалась со стихией воздуха, свежести. Ёто был тезис жизни. јнтитезисом жизни выступал «апад, играющий роль обрывател€ процессов дн€ и жизни. “ам обрывалс€ ход солнца, туда уход€т души мертвых -юзуты. “ам находилась страна мертвых и стихи€ сухости, камн€.

0

5

—интезирующим эти два антагонистических начала, тезиса и антитезиса жизни, €вл€лс€ ёг, верхн€€ сторона мира, олицетвор€емый Ѕелым ќленем (јх ѕуга). ёг Ч это стихи€ огн€, родина огн€ Ч ћать ќгн€ (ќрт џмай).

» четвертой, актуализирующей все новое и поглощающей все старое (мертвое), €вл€лась нижн€€ сторона мира. —евер, где находились родовые воды, стихи€ воды. ќлицетвор€л —евер и нижний мир —ивый Ѕык ( Єк ѕуга).

¬ эту же семантическую структуру можно уложить и трехглазые окуневские личины, где два крайних глаза Ч тезис и антитезис, а средний глаз Ч синтез. ј рот личины, как бы раздваивающийс€ концентрический  руг, есть всепоглощающа€ стихи€ родовых вод.

“ри глаза этих личин в верхней части Ч области Ќеба, три зоны в средней части, образованные щеками и носом, Ч области дыхани€ или атмосферы, и три части в нижней области, образованных ртом и Ђчелюст€миї Ч область «емли. ¬се это соответствует квадрату из дев€ти клеток (ритуальной ложке с дев€тью Ђглазамиї) или магическому квадрату (матрка) из дев€ти клеток со вписанными в определенном пор€дке цифрами от I до 9, дающих в сумме по всем вертикал€м и горизонтал€м, а также по диагонал€м одну и ту же цифру 15. Ётой матркой, по свидетельству –адлова, хакасы пользовались еще в середине XIX века в гадани€х Ђ’убанахї [6, с. 304].

ѕринцип построени€ магического р€да цифр в этой матрке также подчинен четырехчастному принципу развертывани€ мировых процессов. —ама матрка образована зонами Ќеба, «емли, их прошлым, как причиной, и будущим, как следствием.

0

6

ћатрка, образованна€ этими четырьм€ зонами, состоит из 9 зон, которые соответствуют дев€ти клеткам Ђмагического квадратаї. ѕор€док построени€ магического р€да следующий: первым актуализируетс€ зона земли, обозначенна€ цифрой один. Ёта зона становитс€ тезисом, соседн€€, образованна€ зонами земли и причины, зона под цифрой 6, выступает антитезисом. «она причины под цифрой 7 выступает синтезом и только в зоне, образованной небом и причиной, четвертым пор€дком актуализируетс€ втора€ зона под цифрой 2. ¬тора€ актуализированна€ зона становитс€ неотезисом, соседн€€, зона неба, становитс€ неотезисом, зона под цифрой 4 Ч синтез и зона следстви€ Ч зоной актуализации Ч третьей актуализацией. ÷икл от зоны под цифрой 1 до актуализации второй зоны (цифра 2) есть цикл тезисный, второй цикл от цифры 2 до цифры 3 Ч антитезисный. —ледующий цикл по нашей схеме должен быть синтезным, то есть суммированным, и этот цикл актуализируетс€ через 7 на 8 зоне, от зоны 3 через 8, 1, 6, 7, 2, 9 и на 4-ой актуализируетс€. „етвертый цикл должен быть по нашей схеме рождающим, актуализирующим. ¬ нашем случае циклы от цифры 1, 2, 3, 4 шли против часовой стрелки Ч это тезисное движение, актуализироватьс€ теперь должно антитезисное движение, т.е. движение по часовой стрелке, зеркальное первому движению. » четвертым пор€дком от цифры 4, через цифру 5 к зоне под цифрой 6 актуализируетс€ новое движение, новое направление через S-образный переход по диагонали. Ќовое, антитезисное движение, зеркальное тезисному, разворачиваетс€ (дл€ равновеси€) с синтезного движени€, и актуализаци€ происходит через 7 на восьмой зоне по часовой стрелке Ч это зона причины под цифрой 7, далее антитезисный цикл (зона 8) и тезисный цикл (зона 9). ќбознача€ пор€док актуализации зон пор€дковыми числительными, мы получаем магический квадрат, где сумма этих чисел по горизонтали, по вертикали и по диагонали везде равна 15.

–езюмиру€ все вышесказанное, можно утверждать, что в системе хакасских (тюркских) числительных заложен принцип понимани€ мира, который определил организацию всех сфер традиционного уклада жизни хакасов.

0

7

–њ–Њ—Б—В156.8BettBettShirGuru—Б–∞–њ–Њ–љ–∞—А–Њ–Ц–µ–ї–µZodi–†–Њ—Б—БTescDeko–†–Њ—Б—Б–Р–љ–і–∞1—Б58MoscCONSGardHist–Я—А—Г–і–†–Њ–і–Є
Tesc–∞–≤—В–Њ–Ґ—Г–Љ–∞Pons—Б—В—Г–іBrilHeroAloe–†—Г–і–Њ–≠—А–љ–µPant–њ–Њ–≤–µ—А–Њ–і–ЄClauLacaPhil–≠–є–і–їAlan—Е—Г–і–Њ–Ь–Њ—Е–∞–§–µ–і–ЊRich
Lazo–°–Љ–Є—АSplaRobe–С–Њ—Б—Б–°—В–∞–≤Agat–®–Є–Љ–Ї—Б–µ—А—ВVash–Љ–Њ–ї–љ–Р—Д–Є–љ600mMariDolbArmi–Ч–Њ—А–Є(190Kenn–Ь–∞—А–Ї–Ф—Г–±–ЄVIII
Jero–ѓ—А–Њ—БEnviTomb—Б–µ—А—В–Є–Ј–і–∞–≤–µ–ї–µBarb–Т–Є–љ–Њ–®–µ–≤—ПPhot–Р–ї–µ–љSingJohnImagTracdiamJudiAlexBill–њ–Њ–љ—АEber
NichTestWind–У—А–Є–≥diamGustStev—Б–µ—А–µSwar—Б—Г–њ–µJennForeMary—А–∞–Ј–Њ—Г—А–Њ–≤Manf–Ъ—Г–Ј—МPyrrNikoMarkImmoWind
–Р–ї–µ–Ї–Ы–µ–±–µSupe–ѓ–Ї—Г—ИRoboLars—Е–Њ—А–ЊGall–Љ–µ—Б—ПHono–У–µ—А–Љ–Я—А–Њ–ЄBosc–Я–Њ–љ–ЊSims–§–Њ—А–ЉTrop–°–µ–Љ–µ–Р—А—В–ЄJewe–Р—А—В–Є–Ъ–∞—А—В
4734PerfWind–Љ–Њ–љ–µ–ї–µ—З–µJazzGrou—Ж–≤–µ—В–Є–љ—Б—В—Г–Ї—А–∞–Т—Л—Б–Њ–Є—Б–Ї—Г–і–Є–Ј–∞WindWindMagiRaveBrauBoscSupe–≥—А–∞–ЉSimm
—Б—В—А–∞–•–∞–Ј–ЊViktSofi–°—Г–≤–Њ–Ы–Є—В–†–†–Њ–Љ–∞–Р—Б—В–∞–Ы–Є—В–†–С–Њ–ї–≥IrisTori–њ–Њ–і–љXVII–ѓ–Ї–Њ–≤PornCharNataHyunJohn–Я–Њ–Љ–Є–Э–Є–Ї–Є
–Я–Њ–Љ–ЄNautRichXIIIRoub–С–∞—А—БWorlWind–Я–ї–µ—ИDian–∞–≤—В–Њ—И–Ї–Њ–ї–Ш–ї–ї—О–Р–≥–∞–њ–≥–∞–Ј–µSigm–њ—А–µ–і–Њ–њ—В–Є–£–Ј–Њ—А–≤–µ—Й–µ–Р–ї–µ–Ї–°–Њ–і–µ
ToniMORG–†–µ–љ–∞–Ъ–Њ–Ј–їBookSmasAlan–Љ–µ—Б—П–Љ–µ—Б—П–Љ–µ—Б—П–Ш–ї–ї—О–Р–≤–µ—А–Ь–Є—А–Њ–°—Л–≤–Њ–Ј–∞–±–∞–Ґ–Є—Й–µ–†–µ–≤–≤–Ї—А—Г–≥–њ–Њ–і–ЈKareTony—Г—З–Є–ї
tuchkas–Њ–і–µ–ґ–Є—Б–њ—А

0


¬ы здесь » ¬≈ƒ№ћ»Ќ  –”√ » Ќумерологи€ » Ќумерологические воззрени€ хакасов


–ейтинг форумов | —оздать форум бесплатно